Главная » Статьи » Ведовство |
Кое-что о красивой магии (Часть 2)
Настало время рассмотреть принципы построения магических орнаментов более подробно (опираясь во многом на книгу Э.Торссона). Первое, что следует уяснить при создании орнаментального оберега – это способы деления его на сегменты. Выделяется четыре основных типа подобного разделения (в данном случае мы сохраняем оригинальные обозначения зон хекс-знаков принятые в книге Э.Торссона): ![]() ![]() ![]() ![]() От себя добавим, что, как нам представляется, при орнаментации очень часто объективная вселенная выпадает из собственно обережного изображения, но как бы окружает его в виде орнамента, заполняющего свободное место оформляемого предмета. В этом случае сам хекс-знак является средоточием собственных (субъективных) сил и состояний самого мага или же той сущности (божество, покровитель и т.п.), которая изображена в центральной области. Как видите, в подобной трактовке само внутреннее содержание оберега значительно расширяется, ибо появляется возможность соотнести его не только со своими собственными внутренними потенциями, но и с силами определенного эгрегора или даже другого человека. Определенное значение имеют линии или границы, разделяющие зоны хекс-знака. Они определяют то, как силы, присущие каждой из зон, будут влиять на смежные зоны согласно воле колдуна: ![]() ![]() ![]() Обратите внимание: в приведенном перечне нет символики для полного перекрытия энергетических путей между различными зонами. Это потому, что силовой вакуум в принципе противоестественен для Природы. Тем не менее, если все же возникает ситуация необходимости полностью перекрыть взаимосвязь между определенными сферами, очевидно, необходимо использовать символику простой зигзагообразной линии (как в символике Окияна, окружающего всю вселенную, на вальках, рассмотренную выше) либо двойную штриховку (крест накрест). Только помните: такое деление следует применять с осторожностью. К тому же вряд ли можно добиться полной изоляции в принципе, а значит эффект от вашего оберега может оказаться самым неожиданным. Переходя к описанию символов внутри рассматриваемого типа оберегов, следует, прежде всего, остановиться на геометрических фигурах и знаках, основанных на них. Большинство геометрически правильных изображений в орнаментах народного искусства основаны на лучевой симметрии и кратны трех- и четырехчастному делению пространства круга. Собственно трехчастные (треугольные) мотивы в качестве центральной, основообразующей фигуры композиции в народном искусстве встречаются довольно редко. Однако их широко применяют при заполнении рабочего пространства (например, в трехгранно-выемчатой резьбе), обозначения границ (как в северодвинских росписях) или элементов мелкой детализации и декорации (например, в прорезной и тесненной бересте). Гораздо чаще в центре композиции оказываются шести- и двенадцатичастные орнаменты. Обратим особое внимание на число шесть. ![]() Если число три связано с благополучием духовным и с эманацией духа в материальный мир, то собственно материальным благополучием ведает четверка. Среди знаков данной группы, в первую очередь хочется отметить символы земли и материального богатства. Это многочисленные квадраты, ромбы и прочие четырехугольные конструкции. Все эти знаки являются надежным залогом осуществления желаний, связанных с материальным благополучием и достатком. Довольно часто четырехчастные композиции преследуют цель привлечения искомых энергий «на все четыре стороны» (Рис.15). Однако четверка может быть представлена и символами солнца и огня. В основном это четырех- и восьмиконечные кресты, а также свастикообразные знаки. Однако, в отличие от шестилучевого «Колеса Перуна», это именно материальное, физическое солнце, дарующее земное богатство, силу и плодородие. Данный аспект дневного светила в большей мере связан с Дажьбогом, подателем всех благ. При этом, если обычное колесо с восемью или четырьмя спицами символизирует солнце в зените, а значит в статичном хотя и наивысшем положении, то свастические орнаменты указывают на солнце в движении (Рис.16). ![]() Рис. 16. Изображения статичного восьми лучевого (на полотенце) и динамического свастикообразного (на причелинах) солнца в убранстве русского дома. Обратите внимание на знаки земли под ними. Можно предположить, что направление лучей такой свастики (или ярги, если говорить по-русски) указывает на возрастание или убывание объекта воздействия оберега. Отметим также, что свастиковые мотивы могут быть не только четырехчастными. В народном искусстве известны ярги с самым различным числом лучей, что, конечно, накладывает свой отпечаток на их конкретный смысл. Отдельно стоят пяти- и семичастные знаки. Использование их в народных орнаментах можно обнаружить не столь часто, однако именно поэтому они могут оказаться очень полезными при нахождении глубинного смысла обережной символики. Так семилучевое солнце, в противовес восьмилучевому дневному светилу, часто может быть истолковано как «ночное» солнце, проплывающее по подземному царству, т.е. солнце в надире. Пятерка же является своего рода эквивалентом ромбообразных земных знаков. Это может показаться странным, но стоит вспомнить, что срединный мир (Мидгард) является, прежде всего, миром людей, а именно пятиконечная звезда издавна считалась символом человека в его материальном теле. Причин тому можно найти множество. Две самые яркие – это сходство пентаграммы с человеческим телом и наличие у человека пяти физических чувств. ![]() Рис.17. Человек в пентаграмме по Агриппе Неттесгеймскому, символ «адепта», преодолевшего обычные «четырехсторонние» представления о вселенной и увидевшего, благодаря этому Свет Истины. ![]() ![]() Рис.18. Шьяма-янтра (слева) и Кали-янтра (справа), посвященные богине Кали, владычице материального мира. Пять треугольников, как и пятиконечная звезда, символизируют «преодоление» пяти элементов материальной вселенной и пяти органов чувств. Раджастан, XVIII в. Символом земли пентаграмма является и в иконографии индийских янтр. А на русских композициях прялок и вальков, смысл которых уже был рассмотрен выше, пятиконечная «звезда» часто заменяет именно земные четырехугольники среднего мира. Но пятиконечная звезда или «ведьмина нога», как ее часто называли в Европе, является символом преодоления обычной зависимости от материи, символом выхода за границу этого мира благодаря собственному духовному росту. Именно такой смысл в символике разных времен и народов придается цветам с пятью лепестками и, в первую очередь, розам, которых так много в орнаментах русских народных мастеров. Мы заговорили о цветах не случайно. Это значит, что мы переходим к рассмотрению обережных символов, не подчиняющихся какой-либо геометрической закономерности, но являющихся носителями глубокого символического и мифологического смысла. О цветах, различных живых существах и их символике в народной изобразительной культуре - в следующей части "Красивой магии" ;) | |
Категория: Ведовство | Добавил: Bersi (13.06.2009) | |
Просмотров: 5194 | Рейтинг: 4.7/3 | | |
Всего комментариев: 0 | |
Меню сайта |
---|
Категории каталога | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Форма входа |
---|
Музыка на сайте |
---|
|
Сейчас на сайте | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Народный календарь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
|