Статьи

Главная » Статьи » Ведовство

Кое-что о красивой магии (Часть 2)
В первой части статьи мы познакомились с хекс-знаками и основными параллелями хекс-магии в мировой индоевропейской культуре и, в первую очередь, в славянской традиции.

Настало время рассмотреть принципы построения магических орнаментов более подробно (опираясь во многом на книгу Э.Торссона). Первое, что следует уяснить при создании орнаментального оберега – это способы деления его на сегменты. Выделяется четыре основных типа подобного разделения (в данном случае мы сохраняем оригинальные обозначения зон хекс-знаков принятые в книге Э.Торссона):

Знаки не делящиеся на зоны, оказывают прямое влияние на объективную вселенную. Они полностью «пропитывают» ее.


Те знаки, в которых внутренний мир отделен от внешнего – субъективная вселенная от объективной, – обычно предназначены для прямого магического воздействия на один из этих миров.


Те знаки, у которых центральная зона заключена в субъективное пространство, должны оказывать сильное уравновешивающее воздействие на людей, для которых они созданы.


Знаки с одной центральной зоной внутри внешнего поля (представляющего субъективную и объективную вселенную как единое целое) обычно адресованы проблемам взаимоотношений между центральным «Я» и субъективной и объективной вселенными.


От себя добавим, что, как нам представляется, при орнаментации очень часто объективная вселенная выпадает из собственно обережного изображения, но как бы окружает его в виде орнамента, заполняющего свободное место оформляемого предмета. В этом случае сам хекс-знак является средоточием собственных (субъективных) сил и состояний самого мага или же той сущности (божество,   покровитель и т.п.), которая изображена в центральной области. Как видите, в
подобной трактовке само внутреннее содержание оберега значительно расширяется, ибо появляется возможность соотнести его не только со своими собственными внутренними потенциями, но и с силами определенного эгрегора или даже другого человека.

Определенное значение имеют линии или границы, разделяющие зоны хекс-знака. Они определяют то, как силы, присущие каждой из зон, будут влиять на смежные зоны согласно воле колдуна:

Отсутствие узора на границе указывает на то, что зоны разделены своего рода полупроницаемой мембраной. В них заключена энергия, свободно проходящая в обоих направлениях. Характер же энергии зависит от символов, изображенных внутри самих зон.


Волны на границе указывают на то, что между двумя смежными зонами (обычно   между внутренним и внешним мирами) происходит естественное гладкое взаимодействие. При этом если есть возможность различить, какая из сторон находится «под волнами», считается, что именно из этой зоны исходит основной поток энергии.


Зубцы указывают на то, что поток силы направлен в сторону их вершин.


Обратите внимание: в приведенном перечне нет символики для полного перекрытия энергетических путей между различными зонами. Это потому, что силовой вакуум в принципе противоестественен для Природы. Тем не менее, если все же возникает ситуация необходимости полностью перекрыть взаимосвязь между определенными сферами, очевидно, необходимо использовать символику простой зигзагообразной линии (как в символике Окияна, окружающего всю вселенную, на вальках, рассмотренную выше) либо двойную штриховку (крест накрест). Только помните: такое деление следует применять с осторожностью. К тому же вряд ли можно добиться полной изоляции в принципе, а значит эффект от вашего оберега может оказаться самым неожиданным.

Переходя к описанию символов внутри рассматриваемого типа оберегов, следует, прежде всего, остановиться на геометрических фигурах и знаках, основанных на них.

Большинство геометрически правильных изображений в орнаментах народного искусства основаны на лучевой симметрии и кратны трех- и четырехчастному делению пространства круга.

Собственно трехчастные (треугольные) мотивы в качестве центральной, основообразующей фигуры композиции в народном искусстве встречаются довольно редко. Однако их широко применяют при заполнении рабочего пространства (например, в трехгранно-выемчатой резьбе), обозначения границ (как в северодвинских росписях) или элементов мелкой детализации и декорации (например, в прорезной и тесненной бересте). Гораздо чаще в центре композиции оказываются шести- и двенадцатичастные орнаменты. Обратим особое внимание на число шесть.

Именно к данной категории относится символ, давно уже получивший надежно закрепившееся название «Колесо Юпитера» (или «Колесо Перуна», «Перунов знак», «Громовой знак»). Трехчастные знаки вообще, согласно Торссону, относятся к духовной сфере и способствуют созданию динамического, непрерывного и в то же время сбалансированного потока энергии. Шести лучевые знаки, как бы удваивая силу влияния трех лучей, выражают собой идею космического закона, непреложного и общего для всего сущего. Шестичастные изображения подчеркивают связь между божественным и земным, между человеком и его небесным отцом. Изображение этого знака равносильно утверждению: «Успех и удача придет – это неизбежно!» Однако следует помнить: насколько Перун благосклонен к тем, кто того заслуживает, настолько же он безжалостен с теми, кто не в силах справиться с данной им силой. Помимо прочего, знак этот может символизировать и цветок папоротника («Перунов цвет»), а это означает, что многочисленные блага, которые он приносит счастливому владельцу, станут доступны, только если приложить определенные (хотя и закономерные) усилия. Как знак Перуна шестилучевое колесо связано с поворотом солнца в периоды летнего и зимнего солнцестояния соответственно на зиму и на лето, а значит, символизирует апогей динамической энергии, направленной на изменение статичной материи. Символ Перунова Колеса можно по праву назвать изображением Духовного Солнца, в его созидающем, светоносном аспекте. Это энергия во всей ее полноте.


Если число три связано с благополучием духовным и с эманацией духа в материальный мир, то собственно материальным благополучием ведает четверка. Среди знаков данной группы, в первую очередь хочется отметить символы земли и материального богатства. Это многочисленные квадраты, ромбы и прочие четырехугольные конструкции.



Все эти знаки являются надежным залогом осуществления желаний, связанных с материальным благополучием и достатком.

Довольно часто четырехчастные композиции преследуют цель привлечения искомых энергий «на все четыре стороны» (Рис.15).



Рис. 15. Заклинание пространства в трехчастной композиции по Б.А.Рыбакову.

Однако четверка может быть представлена и символами солнца и огня. В основном это четырех- и восьмиконечные кресты, а также свастикообразные знаки. Однако, в отличие от шестилучевого «Колеса Перуна», это именно материальное, физическое солнце, дарующее земное богатство, силу и плодородие. Данный аспект дневного светила в большей мере связан с Дажьбогом, подателем всех благ. При этом, если обычное колесо с восемью или четырьмя спицами символизирует солнце в зените, а значит в статичном хотя и наивысшем положении, то свастические орнаменты указывают на солнце в движении (Рис.16).



Рис. 16. Изображения статичного восьми лучевого (на полотенце) и динамического свастикообразного (на причелинах) солнца в убранстве русского дома. Обратите внимание на знаки земли под ними.

Можно предположить, что направление лучей такой свастики (или ярги, если говорить по-русски) указывает на возрастание или убывание объекта воздействия оберега. Отметим также, что свастиковые мотивы могут быть не только четырехчастными. В народном искусстве известны ярги с самым различным числом лучей, что, конечно, накладывает свой отпечаток на их конкретный смысл.


Отдельно стоят пяти- и семичастные знаки. Использование их в народных орнаментах можно обнаружить не столь часто, однако именно поэтому они могут оказаться очень полезными при нахождении глубинного смысла обережной символики.

Так семилучевое солнце, в противовес восьмилучевому дневному светилу, часто может быть истолковано как «ночное» солнце, проплывающее по подземному царству, т.е. солнце в надире.

Пятерка же является своего рода эквивалентом ромбообразных земных знаков. Это может показаться странным, но стоит вспомнить, что срединный мир (Мидгард) является, прежде всего, миром людей, а именно пятиконечная звезда издавна считалась символом человека в его материальном теле. Причин тому можно найти множество. Две самые яркие – это сходство пентаграммы с человеческим телом и наличие у человека пяти физических чувств.



Рис.17. Человек в пентаграмме по Агриппе Неттесгеймскому, символ
«адепта», преодолевшего обычные «четырехсторонние» представления о
вселенной и увидевшего, благодаря этому Свет Истины.





Рис.18. Шьяма-янтра (слева) и Кали-янтра (справа), посвященные богине
Кали, владычице материального мира. Пять треугольников, как и
пятиконечная звезда, символизируют «преодоление» пяти элементов
материальной вселенной и пяти органов чувств. Раджастан, XVIII в.


Символом земли пентаграмма является и в иконографии индийских янтр. А на русских композициях прялок и вальков, смысл которых уже был рассмотрен выше, пятиконечная «звезда» часто заменяет именно земные четырехугольники среднего мира. Но пятиконечная звезда или «ведьмина нога», как ее часто называли в Европе, является символом преодоления обычной зависимости от материи, символом выхода за границу этого мира благодаря собственному духовному росту. Именно такой смысл в символике разных времен и народов придается цветам с пятью лепестками и, в первую очередь, розам, которых так много в орнаментах русских народных мастеров.

Мы заговорили о цветах не случайно. Это значит, что мы переходим к рассмотрению обережных символов, не подчиняющихся какой-либо геометрической закономерности, но являющихся носителями глубокого символического и мифологического смысла. О цветах, различных живых существах и их символике в народной изобразительной культуре - в следующей части "Красивой магии" ;)

Категория: Ведовство | Добавил: Bersi (13.06.2009)
Просмотров: 5088 | Рейтинг: 4.7/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость