2.1.5 Отношения в миру и отношение к МИРУ
2.1 Особенности организации и функционирования первичных социальных институтов на Руси Общинные отношения, характерные для древнего русского общества (а в крестьянской среде сохранившиеся кое-где и до сих пор) распространялись гораздо шире отношений собственно социальных. Границы их пролегали, с одной стороны, в области отношений с окружающим миром в его первозданном, природном аспекте, с другой же стороны, они охватывали внутренний духовный мир каждого индивида, складываясь вкупе в целостное религиозное мировосприятие. Отношения “по правде” не ограничивались лишь взаимодействием с другими людьми. С природой и с богами (а позднее со святыми) древний славянин считал нужным обращаться по тем же правилам, законам, что и со своими братьями по крови, племени. Таким вот образом понятие “мир” в сознании крестьянина получало свое истинное значение, так как закон “ПРАВДЫ” становился тем объединяющим звеном между человеком, вселенной и духовным содержанием его собственного естества, которого так не хватает современному “обществу”, оказывающемуся обществом лишь на половину, ибо потеряна им общность с МИРОМ в целом. (Мешко) Праздники утверждают космический принцип всеобщего единства мира, когда человек может почувствовать свою принадлежность к каждому из миров, ощутить связь с каждой отдельной частицей мироздания. В одни сроки доминирует идея породнения человека с животными (Святки), в другое – мужчин с женщинами (Троица), в третьи преобладает единение с предками (Навья неделя и конец Троицкой недели), в четвертых – небесная космическая символика (Рождество, Купало). В целом же все праздники имеют символику общего круга (всеобщего единения). Космогоническая составляющая праздничного ритуала выражает идеал небесной (космической) общины, общества, включенного во всю систему природно-космического существования. (Домников С.Д. Мать-Земля и Царь-город. Россия как традиционное общество, с. 199) Духовный мир крестьянина был теснейшим образом связан с природой. Он прилагал труд свой в хозяйстве, максимально зависящем от местных ландшафтных особенностей, климата, сезонных смен и даже повседневных перемен погоды. Весь его образ жизни органично включался в систему локальных природно-хозяйственных условий. Благополучие собственное и всей семьи во многом зависело от умения внимательно присмотреться к этим условиям, заметить и учесть конкретные связи явлений, открывающиеся при многократном повторении. Детализированные эмпирические знания особенностей района (и микрорайона) позволяли фактически учитывать в комплексе факторы и связи, научный анализ которых не завершен и сейчас. (Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / Русские: семейный и общественный быт, с. 10) Условием установления отношений “по правде” с природой был универсальный характер хозяйственной деятельности крестьянина и его семьи. Крестьянин – пахарь и агроном, решавший, когда сеять, убирать, хранивший урожай – зерно, овощи; ветеринар и животновод, ухаживавший за животными, лечивший их; мастер, который строил и ремонтировал избу, хозяйственные постройки, изготавливал почти все орудия труда, плел лапти и валял валенки, ткал холсты и полотно, проводил дороги,строил мосты, делал сани, телегу, борону и соху; художник, украшавший резьбой и избу, и домашнюю утварь, и орудия труда; воспитатель и учитель, приучавший детей к труду, – имел дело с лесом, пашней, лугами, болотами, реками, озерами. И жил русский человек в местности, где не было резких ландшафтных контрастов, на громадной холмистой равнине с недосягаемой далью горизонта, соединенной реками в единое целое, лишенной тех “перегородок” гористых местностей, что разделяли народы того же Кавказа. Под стать пейзажу и климат наш с ярко выраженными временами года, суровый, но не угнетающий человека скудостью пустыни, не расслабляющий роскошью тропических лесов. Постигая в своей хозяйственной практике взаимоувязанность, согласованность всех элементов природы, их “общинную” жизнь, крестьянин постигал отношения “по правде” в природе. Он видел, что в природе господствуют согласие и слаженность. (Мазаев А. Общинная цивилизация как основа русского жизнеустройства / Русская традиция. Вып. 2, с. 27-29) 2.1 Особенности организации и функционирования первичных социальных институтов на Руси |