Статьи

Главная » Статьи » Культура » Основы славянской культуры

2.1 Особенности организации и функционирования первичных социальных институтов на Руси
Данная работа представляет собой реферирование ряда исследований, посвященных российскому (а отчасти и славянскому вообще) традиционному обществу, составленная почти полностью путем цитирования ведущих специалистов по этой проблеме. Мы попытались дать достаточно целостное представление об особенностях первичных социальных институтов русского традиционного общества с древнейших времен до XX века, под которыми подразумеваем, в первую очередь, семью и общину, являющиеся фундаментом социальной структуры наших предков (впрочем, как и любого другого традийционного общества). Особенная актуальность данной проблемы объясняется тем, что на протяжении последних десятилетий традиция оказалась в нашей стране в крайне бедственном положении, и ее спасение, возрождение понимается нами как одна из основных задач людей, считающих себя тадиционалистами. В виду того, что большинство работ на указанную тему касается исследования относительно недавней истории русского общества, когда традиционные уклады жизни сохранились, по большей части, в среде крестьянства, именно крестьянскому быту мы и постарались уделить наибольшее внимание. При этом, однако, мы склонны предположить аналогичные, рассмотренным на примере крестьянской среды, отношения на более ранних этапах социогенеза для всего общества в целом.

Производственный и духовный опыт крестьянина непосредственным образом определялся его опытом взаимодействия с природой. Хозяйственная деятельность крестьянина всесторонне зависела от местных особенностей климата, ландшафта, сезонных колебаний и повседневных перемен погоды. Благополучие малого крестьянского мира во многом зависело от умения внимательно присмотреться к этим условиям, заметить и учесть конкретные связи явлений, открывающиеся при многократном повторении. Весь образ жизни крестьянина органично включался в систему местных природно-хозяйственных условий, в значительной мере определявших характер локальной традиционной организации. В освоении и познании окружающего мира крестьянин опирался на опыт, накопленный предшествующими поколениями. (С.Д.Домников “Мать-Земля и Царь-город. Россия как традиционное общество”, с. 181)

Литература:


  • Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. - М., 2004.
  • Громыко М.М. Мир русской деревни. - М., 1991.
  • Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. / Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.
  • Костомаров Н.И. Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). - М., 1994.
  • Мазаев А. Общинная цивилизация как основа русского жизнеустройства. / Русская традиция. Вып. 2. - М., 2002.
  • Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. - М., 2002.
  • Рабинович М.Г. К структуре большой семьи у русских горожан в начале XVIII в. (по материалам г. Устюжны Железнопольской). / Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.
  • Сафьянова А.В. Внутренний строй русской сельской семьи Алтайского края во второй половине XIX – начале XX в. (Внутрисемейные отношения, домашний уклад, досуг). / Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989.
Категория: Основы славянской культуры | Добавил: Bersi (19.02.2009) | Автор: Bersi и Моногаров Д.А. (Ярослав)
Просмотров: 2068 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость