Статьи

Главная » Статьи » Религия

3.4 Празднование прихода весны в славянском язычестве
В статье «Основы языческого обрядового календаря»  нами было начато рассмотрение темы календарной религиозной обрядности славянина-язычника. Были обозначены основные календарные вехи, являющиеся, с одной стороны, границами, обозначающими те или иные изменения в Природе, с другой же, представляющие собой важнейшие события жизни религиозной – праздники, называемые в языческой традиции славян «свята» или «святки», т.е. светлые, святые дни.

В данной статье мы обратимся к более подробному описанию празднества, считающегося началом нового года в славянском языческом календаре – дня весеннего равноденствия. Праздник сей тем более значителен для родновера, если учесть, что он объединяет сразу два важнейших календарных события: весеннюю святу солнечного празднечного коло, состоящего из восьми главнейших праздников, равномерно распределенных в годовом круге, и время наступления месяца Березеня, знаменуемое началом снеготаяния и сокодвижения у деревьев, а главное, прилетом первых весенних птиц – грачей и жаворонков. Очевидно, именно последнее событие служило нашим предкам в качестве сигнала к началу торжества.

Среди современных родноверов этот день чаще всего называется Комоедицами, т.е. день, когда медведь выбирается из берлоги после зимней спячки. Само название праздника, по-видимости, ведет свое происхождение от названия ритуального блюда «комы», выпекаемого из гороховой муки.

Другой праздник, тесно связанный с днем встречи Весны – Масленица. Название сие ведет свое происхождение от христианской сыропустной недели. Оба обозначения этого празднества буквально означают основную черту именно начала христианского великого поста – разрешение церкви употреблять в пищу на этой неделе молочные продукты (масло, сыр, творог и т.п.), чем народ с лихвой и пользовался, ведь на протяжении последующих семи недель данные продукты почти полностью исключены из пищевого рациона православного христианина.

В то же время масленичные торжества, безусловно, заимствовали многие важные и яркие черты древнего языческого увеселения. А это значит, что данные элементы обрядности могут и должны быть переняты нами, современными язычниками при организации и проведении соответствующих обрядов и торжеств.

Праздник, аналогичный русской Масленице, существовал (и существует до сих пор) и в Западной Европе. Конечно же это Карнавал, сведения о котором также чрезвычайно полезны для раскрытия нашей темы, ведь благодаря сравнительному анализу западноевропейских (германских и кельтских) и славянских обрядовых действ из единого массива сложного по своей структуре и составу масленичного обрядового комплекса удается вычленить те элементы, которые относятся к единой северной языческой традиции (часто называемой нордической).

Однако тема встречи весны нашла свое отражение и в других праздничных и святых днях наших предков, сохранявших (осознанно или неосознанно) языческую традицию в новой форме – форме двоеверия – под личиной официального христианского благочестия. Среди всего многообразия весенних обрядов и оказиональных событий, принимая во внимание тему статьи, хотелось бы, прежде всего, отметить два значительных праздничных дня православных церковников: день Сорока мучеников, называемый в народе просто «Сороки» и Пасху.

Именно с учетом обрядов, практикуемых в традиционной послеязыческой культуре на протяжении указанных дат, мы предпримем попытку в больших или меньших подробностях восстановить суть родноверческой Святы Встречи Весны в контексте славянской языческой обрядности.

3.2.1 Пасха
3.2.2 Масленица и карнавал
3.2.3 Сороки и Комоедицы

Список литературы

1.Велесова книга. Славянские веды. — М., 2005.
2.Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. — М., 2003.
3.Даркевич В.П. Празднества Средневековья. // Атеистические чтения. Вып. 19. — М., 1990.
4.Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. — М., 2002.
5.Забылин М. Праздники, обряды и обычаи. — М., 2005.
6.Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов. — М., 2005.
7.Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. — СПб., 2004.
8.Круглый год. Русский земледельческий календарь. / Сост. А.Ф.Некрыловой. — М., 1991.
9.Монро Д. Практическая магия друидов. / Пер. с англ. И.А.Забелиной. — М., 2005.
10.Мэттьюс Дж. Кельтский шаман / Пер. с англ. — М., 2002.
11.Панкеев И.А. Русские праздники и игры. — М., 1999.
12.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — М., 2001.
13.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М., 2002.
14.Терещенко А.В. Народные игры и забавы. — М., 2005.
15.Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. — М., 2001.

Категория: Религия | Добавил: Bersi (23.02.2009) | Автор: Bersi
Просмотров: 2336 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость