Статьи

Главная » Статьи » Религия

3.4.1 Празднование прихода весны в славянском язычестве - Пасха
3.2 Празднование прихода весны в славянском язычестве
3.2.1 Пасха
3.2.2 Масленица и карнавал
3.2.3 Сороки и Комоедицы

Славяне, конечно, не единственный суперэтнос Древней Европы, которому был известен данный праздник. Его аналоги можно встретить в истории культуры вообще большинства народов Старого Света, но нас в большей степени интересует североевропейский ареал с развитыми языческими религиями кельтских, германских и славянских народов. Разумеется каждая из указанных великих традиций обладала собственными праздниками прихода весны, в чем-то сходными, но где-то и различающимися в деталях.

Из кельтской традиции узнаем о празднике, носившем название «Альбан Эйлер», или «Праздник птиц». Традиционно в этот день люди отправлялись наблюдать за птицами с рассвета до середины утра, чтобы проследить за возвращением стай, а затем праздновали, если удалось их заметить.

К символам данного дня у кельтов относятся кролик, цыплята, ласточки и окрашенные яйца. К традиционным же народным обрядам, помимо наблюдения за первыми весенними перелетными птицами, относятся собирание птичьих яиц и их окрашивание, а также соревнование на разбивание яиц (аналогичный обычай у русских называется катание яиц).

В традиции германцев подобное торжество, справляемое в день весеннего равноденствия, было посвящено германской богине весны и утренней зари Остаре (Eostre или Ostara). Безусловно, от него и произошло английское слово Easter («Пасха»), равно как и немецкое Ostern. «Библейское» название праздника Пасхи – Passover – так и не прижилось в английском языке и ассоциируется в основном с Пасхой еврейской.

Именно с Пасхой большинство западных традиционалистов связывает возможность реконструкции праздника Весны в европейском язычестве. Конечно, славянским народам также следует обратить на данную дату христианского календаря особое внимание.
Собственно христианская Пасха также ведет свое начало от языческих празднеств, распространенных в период зарождения христианства в районе Средиземноморья.

Как отмечает Ярослав Добролюбов, «... Воскресение Христово в природном символизме означает вечно возрождающуюся жизнь: когда после долгой зимы появляется первая зелень. Из истории известно, что умирающие и воскресающие боги были у древних греков, египтян и финикийцев – и все они также воскресали, многие именно весной. Например, в соответствующий праздник египтяне встречали друг друга словами: «Осирис воскрес!». Отсюда и было заимствовано первыми христианами это известное приветствие. Так же именно из древних языческих поверий вошла в пасхальные обычаи традиция красить яйца. В культуре множества народов яйцо символизировало тайну рождения жизни».

В Ирландии считается, будто бы солнце на Пасху играет, и многие стараются подкараулить этот момент.

В Финляндии по случаю этого Светлого дня устраивают качели и водят хороводы, в которых в старину принимали участие даже старухи. Здесь же на Святую Пасху пекут пресные лепешки, называемые «мемми» (mammi).

Пасхальные обычаи, подобные тем, что существовали и у других народов, были, конечно и у славян.

К Пасхе начинали готовиться заранее, еще на Страстной неделе, последней неделе Великого поста. В течение всей этой седмицы во всех домах трудились не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены, обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме; мужики же, также с первых дней недели, заготовляли дрова для пасхального костра, а также хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходился обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет». В этот день все обязательно парились в банях для красоты, здоровья и для того, чтобы быть чистым весь год, а хозяйки особенно тщательно чистили и украшали избы и мыли маленьких детей, а иногда даже поросят, полагая, что в этом случае «весь год чистота в избе водиться будет». К Чистому четвергу был приурочен и забой скота, предназначенного для праздничного стола: считалось, что сам «Чистый четверг, угодник Божий», сохранит мясо от порчи, в особенности если к нему обратиться с молитвой: «Чистый четверг, от червей и от всякого гада сохрани и помилуй на долгое время». Сейчас можно лишь догадываться, кто скрывался под образом «Чистого четверга». Возможно, молитвы эти были обращены к Перуну, чьим днем традиционно четверг и считался.

Покончив с убранством избы, бабы обычно приступали к стряпне. На Пасху, по народному убеждению, следовало сделать самый богатый, какой только можно, стол, поэтому каждая хозяйка старалась наготовить как можно больше лучшего угощения; при этом некоторые из этих приготовленных к празднику блюд (например, куличи и т.п.) обычно освящали в церкви накануне праздника или в первый день Пасхи.

В богатых домах к Пасхе обычно жарили и варили мясо (например, запекали поросят), пекли специальный сдобный пасхальный хлеб с миндалем или изюмом, называемый в одних местах паской, пасхой, а в других – куличем. Ну и конечно же красили и расписывали пасхальные яйца. При этом расписанные яйца («писанки») обильно покрывались различными магическими символами, призванными обеспечить благополучие и плодородие. В них широко использовались идеограммы солнца, земли, засеянного поля.

В бедных домах стол, конечно, был беднее. Но, как правило, на Пасху принято было помогать бедным семьям, не имеющим средств для того, чтобы должным образом отпразновать великий день: богатые соседи (а тем более родственники) следили, чтобы Светлый праздник не омрачался «голодными разговинами», и в Страстную пятницу многие бабы из состоятельных семей разносили по домам бедняков всякие припасы – молоко, яйца, творог, куличи.

Во многих местах всю пасхальную ночь возле церковной ограды толпился народ: расставлялись смоляные бочки, приготовлялись костры; мальчишки бегали по колокольне и расставляли фонари и плошки, а самые смелые мужики и парни даже залезали на купол церкви, чтобы осветить и его. Когда эти фонари расставлялись по местам, их возжигали, и вся церковь освещалась огнями. При этом огни иногда зажигали не только возле церкви: в некоторых местах во время Светлой заутрени костры возжигали по холмам вокруг села, а также жгли всю Светлую ночь по площадям смоляные бочки, а после собирали уголья от них и хранили в течение года вместе со свечами, с которыми стояли заутреню; считалось, что эти уголья, положенные под застрехи крыш, как и пасхальные свечи, защищают двор от грозы.

Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой. Черта эта явно языческая. Тем более, что у западных славян на пасхальной неделе практиковались массовые молодежные обливания. Понедельник был мужским днем (парни, мальчики, мужчины поливали женщин и девушек), а вторник – женским. Парень старался облить понравившуюся ему девушку, в ответ на что, при согласии, она одаривала его крашенными яйцами или преподносила другие подарки. Во время пасхальных обливаний обнаруживалась и общественная оценка поведения той или иной девушки: считалось постыдным, если девушку не облили в пасхальный понедельник; это означало ее осуждение молодежным сообществом за развязное поведение или иные прегрешения.

Известен также указ Синода от 1721 г., по которому, в частности, запрещалось «по старинному суеверному и вредному обычаю купать или обливать водою не бывающих у заутрени».

Заметим: обряд обливания во время пасхальных торжеств несколько напоминает ритуальное купание на Крещение. Это не случайная параллель или совпадение, как скоро станет ясно...

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, т.к. Ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Вообще обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник и причт, а также домочадцы «молили паску», т.е. обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обменивались и яйцами, причем не только с домашними, но и со знакомыми при встрече на улице.

Пасхальная еда в народном сознании наделялась сверхъестественным значением и особой силой. К помощи священных пасхальных яств православный люд прибегал в трудные и важные минуты жизни; поэтому остатки такой еды (и даже еще не тронутая еда) тщательно сохранялись в каждом доме, иногда в течение целого года, и использовались в самых разных обрядах. Так, например, все кости от пасхального стола (как правило, это были кости освященного в церкви поросенка) принято было тщательно сберегать, чтобы потом часть из них закопать в землю на пашнях, с целью предохранить нивы от града, а часть во время летних гроз бросать в огонь, чтобы предотвратить удары грома. Точно так же повсеместно сохранялась головка освященного кулича. Когда наступало время сева, хозяин дома вставал на заре, умывался и молился Богу, а хозяйка покрывала скатертью стол, приносила головку пасхального кулича и ковригу хлеба, ставила соль и, собрав всех домашних, зажигала свечку, после чего все присутствующие клали по три земных поклона и просили у Бога: «Зароди нам, Господи, хлебушка»; затем головка кулича заворачивалась в чистую тряпочку и торжественно передавалась хозяину, который с нею уезжал в поле и там съедал ее, чем обеспечивал хороший урожай.

Но самые сильные магические свойства приписывались освященным крашенным пасхальным яйцам и их скорлупе. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар. С пасхальными яйцами искали заблюдившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо, а также лечили многие болезни.

Важное место занимали крашенные яйца и в пасхальных играх. К таковым относится катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» – битье крашенными яйцами.


Рис. 1. Лупка яиц. Гравюра XIX в.

Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, имеющие аграрно-хозяйственную и любовно-брачную тематику.

Вообще на Пасху, как и на Масленицу, главное внимание уделялось молодежи и молодоженам. Так, например, в молодежных пасхальных хороводах обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. В последний день пасхальной недели, в первое воскресение после Пасхи, называемое Радостным воскресением или Красной Горкой, односельчане ходили по домам молодоженов и «окликали молодых», которые за пение и пожелания благополучия выносили им угощение (обычно яйцо, стопку водки и т.п.). На Пасху было принято обмениваться визитами со сватами, причем приглашали не только настоящих, но и будущих сватов, т.е. родня обрученных жениха и невесты приглашала друг друга в гости. Жениха с невестой сажали на почетном месте в красном углу. Обычай требовал, чтобы жених ухаживал за невестой, называл ее обязательно на «вы», по имени-отчеству, или же просто «нареченная моя невеста»; тот же обычай требовал, чтобы он сгребал сласти с тарелки и потчевал ими девицу. После обеда жених с невестой обязаны были кататься с нею по селу, и при этом непременно обняв друг друга за талию.

Если обычай почитания молодых сближает пасхальное празднество с масленичными обрядами, то другой традиционный обряд этих дней позволяет провести параллели между Пасхой и зимними Святками. Речь идет о хождении т.н. «волочебников», а также обходе священником в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан всех домов на селе с иконами для совершения молебна.

Традиционные обходы домов сильно напоминают святочное колядование. С вечера пасхального воскресения по домам ходили группы мужчин (волочебников – в Белоруссии, христованников – на юго-западе и западе России; предводитель же их именовался починальником) и поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами специальные «великоденные» песни, в которых помимо обычных величальных образов, рассказывающих о богатстве крестьянского двора, перечислялись основные годовые праздники традиционного аграрно-хозяйственного календаря крестьянина:

... Сходи в гумно, там три праздника:
Первый праздник – Христов день,
Второй праздник – Егоров день,
А третий праздник – Илья-пророк.
Он межи сжинал, стоги ставил.

Или:

Первое свято – Велик Христов день,
Велик Христов день с красным яичком.
Другое свято – Юрий-Егорий:
Во чистом поле статок пасет,
Статок пасет, домой гоняет.
Третье свято – святой Микола,
Святой Микола около двора,
Около двора, кануни варит,
Коники глядит.
Пятое свято – святой Петр,
Святой Петр с белым сыром.
Шестое свято – Илья-Пророк,
Илья-Пророк по межам ходит,
Рожь зажинает.

В других песнях говорится, что св. Юрий (Георгий) запасает хозяевам коров, св. Николай – коней, св. Илья зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) – засевает, а Покров – собирает и т.д. Таким образом в песнях перечисляется весь цикл сельскохозяйственных работ, помочь в которых крестьянину должны высшие силы в образе святых у христиан или Богов – у язычников.

Обычай требовал, чтобы волочебников по окончании пения награждали деньгами или щедро угощали яйцами, салом, молоком, белым хлебом и т.д. Если же хозяева скупились, то волочебники немедленно начинали отпускать нелестные пожелания в их адрес: «Кто не даст нам яйца – околеет овца, не даст сала кусок – околеет телок; нам не дали сала – коровушка пала» и т.п. К подобным угрозам крестьяне относились со страхом, поэтому волочебников обычно одаривали богато, не скупясь, в уверенности, что от этого зависит благополучие дома и домочадцев. Все собранные волочебниками продукты и деньги шли обычно на специальное пиршество.

Как один из вариантов данного обряда можно рассматривать обычай обхода с иконами всех дворов села для совершения пасхального молебна. Процессия эта состояла из священника и причта, а также нескольких «богоносцев», называемых еще «оброшниками и оброшницами». «Оброшники» выбирались обычно из наиболее благочестивых стариков и старух, давших обед всю Пасхальную неделю «ходить под Богами» или желающих своим усердием вымолить у Бога какую-нибудь милость. Один из них нес свечи для продажи, другой – кружку, в которую собирались деньги «на Божью Матерь», третий – другую кружку, куда причт складывал весь свой доход, а четвертый нес кадило и подкладывал ладан (обязанность этого последнего оброшника в народе считалась самой почетной). Все оброшники подпоясывались белыми полотенцами, а оброшницы, кроме того, повязывались белыми платками.

Когда все «богоносцы» выстраивались у церкви, появлялся священник в облачении, и вся процессия, под колокольный звон и пение, отправлялась в первый ближайший к храму двор. К этому времени хозяева дома зажигали свечи перед «домашними Богами» (т.е. перед иконами), покрывали стол белой скатертью, на скатерть клали ковригу или две хлеба, а под угол скатерти насыпали горсть соли (ее по окончании богослужения считали целебной и давали скоту от болезней). Домохозяин без шапки (иногда – с тщательно прилизанной и умащенной головой) выходил навстречу «богам», а какая-нибудь «молодайка» при этом с пеленою в руках «сустречала» на пороге избы Божью Матерь и, приняв икону, все время держала ее на руках, пока духовенство служило молебен. Во время этого молебна мужики обычно очень строго следили и считали, сколько раз пропели «Иисусе, Сыне Божий», и если насчитывали меньше 12-ти раз, то хозяин при расчете непременно упрекал священника: «Ты, папаша, только деньги с нашего брата брать любишь, а сполна не вычитываешь».

Кроме молебна в избе, многие хазяева просили отслужить еще и молебен на дворе, в честь святых, покровительствующих домашним животным. Прямо посреди двора заранее ставили столы, накрытые скатертями, и клали на них специальную «скотскую» пасху, предназначенную для домашних животных. После молебна эта пасха разрезалась на мелкие кусочки и скармливалась домашним животным и птицам, а скатерть, на которой стояла пасха, псаломщик, по просьбе баб, подбрасывал вверх (считалось, что чем выше он подбросит ее, тем выше уродится лен).

В некоторых случаях заказывали молебен с водосвятием; когда священники освящали воду в колодце, и этой водой матери старались умыть детей, а затем вытереть их полотенцем или концом холста, которое затем «вешали на Божью Матерь», т.е. жертвовали на церковь. Кроме того, при водосвятных молебнах многие крестьяне снимали с себя кресты и погружали их в освященную воду, а затем спускали эту воду прямо в рот или на глаза. При этом многие старухи не ограничивались этим, а брали венчик, которым кропил священник, и брызгали в те места на своем теле, где чувствовали боль, но прежде всего брызгали «в пазуху»; молодицы же, кормящие детей, обмывали святой водой грудь, чтобы было больше молока и чтобы защититься от сглаза.

По окончании молебна иконы выносили со двора, причем матери клали в воротах детей для исцеления от болезней, а взрослые только нагибались, чтобы над ними пронесли образа.

Традиция хождения по домам с очистительными и благопожелательными молитвами сохранилась, безусловно, еще с языческих времен и относится к новогодней обрядности. Однако, как известно, у древних славян год начинался весною, в день равноденствия. Поэтому мы и находим столько сходного в обычаях Пасхи и Рождества, только если рождественские колядования и гадания о судьбе на будущий год являются просто перенесенными в зимние Святки весенними обрядами, то пасхальные волочебники точно продолжают древнюю традицию встречи нового года. На новогодний характер указывают, помимо коляд-волочебников, и перечисления хозяйственно-аграрных событий всего года, и число 12 в молитвенных песнопениях священника, и требование богатого стола, чтобы обеспечить благополучие на весь предстоящий год, и водосвятие (а также ритуальное купание), имеющее место и зимой – на Крещение, являющееся первым днем после Святок.

Хождение с иконами и молебны продолжались по всем дворам до самого вечера первого дня Пасхи. На ночь (как на эту, так и на последующие) иконы обычно относили на хранение в дом какого-нибудь зажиточного и всеми уважаемого человека, который нередко сам напрашивался на эту честь – приходил к священнику и просил: «Батюшка, отпусти ко мне Богородицу ночевать». В комнату с иконами собирались старухи со всей деревни, богомольные мужики и девушки, вымаливающие себе хороших женихов. Они зажигали свечи и всю ночь коленнопреклоненно молились Богу и пели молитвы.

В древности в это же помещение приносили «кануннички» - маленькие кувшинчики с медом, которые вместе с большими свечами ставились на стол перед образами для поминовения умерших. Бабы при этом рассуждали: «все, мол, главные боги (образа) здесь налицо, и если им зажечь по свечке каждому, то они сразу как начнут молиться за покойничка, так уж непременно вымолят для него у Господа прощение». Со временем высшее духовенство строго запретило такие «кануннички», и они вышли из употребления.

Вообще поминовение усопших занимало непоследнее место в пасхальных обрядах. Однако точного приурочивания поминок к какому-то дню выделить не удается, в разных местах умерших поминают по-разному. Обычно это чистый четверг или четверг Пасхальной недели (называемый в таком случае «навским четвергом»), пятница и суббота Страстной или Пасхальной недель, а также дни следующей за пасхальной Фоминой недели. Иногда посещение кладбища было обязательным в день Пасхи, но в некоторых местах, напротив, в этот Светлый день церковью запрещается поминовение умерших, которое переносится на Радуницу или Красную горку.

В целом, основными элементарными составляющими, из которых складывается пасхальный цикл обрядов являются следующие традиционные обычаи:
  • уборка перед праздником, украшение дома, мытье в бане;
  • в ночь перед праздником возжигание костров;
  • утренняя молитва с освящением ритуальной еды (куличей, яиц);
  • обмен крашенными яйцами и употребление их в пищу;
  • молебны и обходы домов «волочебниками»;
  • гуляния: игры, качели, хороводы;
  • ритуальное обливание;
  • «окликание» молодых;
  • поминовение умерших.

Категория: Религия | Добавил: Bersi (24.02.2009) | Автор: Bersi
Просмотров: 9957 | Рейтинг: 3.3/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость