Народный календарь

Главная » 2009 » Апрель » 30 » май
май
16:37
1 мая – Кузьма. Козьма-огородник. Крестьяне говаривали: «На Козьму сей морковь и свеклу». С весенних полей пахучим ветерком тянет.

* Май холодный – год хлебородный. Дождь в мае – хлеба поднимает.
* Зацвела фиалка – сей морковь и петрушку.
* Без дождя не сей.

2 мая – Весне новина. Иван-Ветхопещерник.

3 мая – чтили родовые угорья. Власяничник – название происходит от того, что в продолжение всей своей подвижнической жизни преподобный Феодор Трихин носил одну только власяницу. Всегда в прежние времена полагалось сходить на могилки.

* Когда цветёт черёмуха – холодно

В древности, славяне в эти дни отмечали праздник "Красная горка" – "Красня Гуре" (Влесова книга). К этому дню старались подогнать свадьбы. Девичий праздник.

5 мая – Лука. Сажали лук

6 мая – Егорьев день (Егор  Юрий). Егорий вешний <великий>. Георгий Победоносец.

Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей.

Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!"
На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

* Ясное утро – ранний сев, ясный вечер – поздний сев.
* Егорий с теплом – Никола (22 мая) с кормом
* На Егория мороз – будет просо и овёс.
* Если на Егория берёзовый лист с полушку, то к Успенью (28 августа) клади хлеб в кадушку.
* Тёплый Егорий (6 мая) весну начинает, а Илья (2 августа) – лето кончает.

Выгоняли в первый раз пастись скот, поэтому день считался еще и пастушьим праздником.

Наиболее интенсивное пробуждение природы. Уже в XVII веке этот день был юридическим термином. С этого дня устанавливался срок найма рабочих.

В эти дни Плеяды (Стожары, звёздное скопление в созвездии Тельца) видны утром на восходе. По восходу и заходу Плеяд (на Юрия, 9 дек) определяли начало и окончание сельскохозяйственных работ.

Древний праздник - Родоница. Заканчиваются последние весенние холода. В этот день поминают предков. Заполночь начинается праздник - Живин день. Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений после долгой зимы:
«Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко» 

С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну: 
«Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела 
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите 
Весну красную, лето жаркое!»

Весь наступающий день посвящают отдыху, вечером разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются в холодной весенней воде, очищаясь.
Дальше – День всходов. Благодарят Мать-Сыру-Землю и Ярилу Сварожича за первые ростки на полях. Все три праздника проводят один за другим на высоких холмах, на которых уже расцвели первые весенние цветы, потому и объединены они в один великий праздник - Красную горку.

7 мая – Евсей.

* Пришёл Евсей – овсы отсей. Когда на дороге грязь, тогда овёс князь.

8 мая – Марк.

* Если на Марка ясный день – будет хороший урожай яровых.

10 мая – Семён-ранопашец. "Рано пар паши – урожаи хороши". Из семян нельзя съесть ни зерна.

Просмотров: 921 | Добавил: светос | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость