Статьи

Главная » Статьи » Первоисточники » Сербский эпос

Сербский эпос. 2. Царь Дуклiянъ и Iоаннъ Креститель.

Пьютъ вино два побратима вмҍстҍ
На пескҍ у края синя моря -
Дклiянъ и Iоанн Креститель.
Подкрҍпились чашей побратимы.
Говоритъ Креститель Дуклiяну:
"Побратимъ, давай-ка поиграемъ"...
И играть начали побратимы.
Сильно бросилъ яблоко Креститель,
И оно упало въ сине море.
Сталъ Креститель плакать о пропажҍ.
Дуклiянъ Крестителю на это:
"Не печалься, побратимъ любимый!
"Ты не трогай лишь мою корону,
"Я изъ моря яблоко достану."
И Креститель клялся Дуклiяну,
Что его короны не похититъ.
Дуклiянъ нырнулъ в пучину моря,
А Креститель полетҍлъ на небо,
Говорилъ, представши передъ Богомъ:
"Боже вҍчный, пресвятыя очи!
"Можно ль мнҍ Тобой поклясться лживо?
"У царя хочу отнять корону".
Отвҍчаетъ Богъ ему на это:
"О, Креститель, ты слуга мой вҍрный!
"Можешь трижды клясться Дуклiяну,
"Не моимъ лишь именемъ клянися".
Опустился Iоаннъ на землю:
Дуклiянъ выходитъ изъ пучины,
Яблоко во рту своемъ выноситъ;
И играли дальше побратимы.
Бросилъ снова яблоко Креститель,
И упало яблоко въ пучину;
Сталъ Креститель плакать о пропажҍ.
Дуклiянъ Крестителю на это:
"Не печалься, побратимъ любимый!
"Лишь не трогай ты мою корону,
"Я изъ моря яблоко достану".
Три раза Иванъ ему поклялся,
Три раза поклялся Дуклiяну,
Что его короны не похититъ.
Царь корону положилъ подъ шапку,
Къ ней поставилъ ворона на стражу
И спустился въ синюю пучину.
Iоаннъ все море заморозилъ,
Положилъ двҍнадцать льдинъ надъ моремъ
И, схвативъ корону золотую,
Полетҍлъ на небеса съ короной.
Но закаркалъ громко черный воронъ,
Царь его во глубинҍ заслышалъ:
Онъ изъ моря бросился на землю,
Головой три ряда льда разрушилъ;
Возвратился вновь на дно морское,
Положилъ на голову тамъ камень,
Малый камень - въ тысячу окъ 1) вҍсомъ,
Проломилъ двҍнадцать льдинъ тҍмъ камнемъ,
Распустилъ свои поспҍшно крылья,
За Иваномъ полетҍлъ въ погоню
И достигъ его у вратъ небесныхъ;
За ногу десную ухватился, -
Что схватилъ, въ рукҍ то и осталось.
Весь въ слезахъ Иванъ предсталъ предъ Богомъ,
Ясно солнце на главҍ несетъ онъ.
Тутъ онъ Богу жаловаться началъ,
Что его обидҍлъ царь жестоко.
А Господь на это отвҍчаетъ:
"О слуга мой вҍрный, не печалься:
"На землҍ у всякаго такъ будетъ".
Слава Богу, это все такъ было.

П р и м ҍ ч а н i е. Уяснҍнiемъ этой легенды можетъ служить слҍдующiй сербскiй народный разсказъ. - "Когда дьяволы отпали отъ Бога и были низвержены на землю, съ собою они унесли и солнце. Царь дьяволовъ насадилъ его на копье и копье это носилъ на плечҍ. Но все живущее могло сгорҍть отъ солнца, и потому Господь послалъ Архангела, чтобы тотъ нашелъ средство возвратить солнце опять на небо. Архангелъ сошелъ на землю и подружился съ дьявольскимъ царемъ. Сатана догадался о его намҍренiи и велъ себя осторожно. Разъ сатана и Архангелъ шли вмҍстҍ и, подойдя къ морю, порҍшили выкупаться. Во время купанья Архангелъ говоритъ сатанҍ: "Давай нырять и вынесемъ что-нибудь со дна". - "Хорошо", сказалъ сатана. Архангелъ нырнулъ и принесъ в зубахъ морского песку. Архангелъ просилъ нырнуть и сатану; но тотъ боялся, что Архангелъ похититъ его солнце. Потомъ сатана плюнулъ, и отъ этого произошла сорока, которая должна была стеречь солнце въ то время, когда сатана будетъ нырять. Когда сатана нырнулъ, Архангелъ перекрестилъ рукою море, и оно покрылося льдомъ въ девять аршинъ толщиною. Архангелъ схватилъ солнце и полетҍлъ к Богу. Сорока застрекотала; сатана услышалъ ея голосъ и поторопился подняться наверхъ. Но подняться на самый верхъ не допускалъ ледъ. Тогда онъ снова опустился на дно морское, взялъ тамъ камень и, пробивши им ледъ, бросился въ догоню за Архангеломъ. Какъ разъ въ то время какъ Архангелъ касался одною ногою неба, дьяволъ настигъ его и, схвативши за ногу, когтями изъ подошвы ноги Архангела вырвалъ большой кусокъ мяса. Однако Архангелъ не уступилъ сатанҍ солнца. Съ солнцемъ онъ предсталъ передъ Богомъ и плача сталъ жаловаться: "Боже, какъ я обезображенъ!" Господь отвҍтилъ ему: "Не печалься, съ сего времени всҍ люди на подошвахъ ногъ будутъ иметь выемку". Такъ Господь и сдҍлалъ, чтобы у всҍхъ людей было углубленiе на подошвахъ ногъ. Такъ это остается и до сего времени". - Въ этой пҍснҍ на Iоанна Крестителя перенесены черты какого-то миөологическаго существа. Дуклiянъ - это извҍстный римскiй императоръ Дiоклитiанъ, гонитель христiанства. - Какъ пҍсня, такъ и прозаическая легенда являются отголоскомъ богомильскихъ сказанiй и вҍрованiй.


1) Ока - мҍра вҍса въ 2 1/4 фунта вҍсомъ.

Категория: Сербский эпос | Добавил: Bersi (29.03.2009)
Просмотров: 804 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость