Статьи

Главная » Статьи » Религия

3.1 Боги славян в первоисточниках (Часть 1)

Наверное главное, от чего страдает современное родноверие (язычество) славян - это наличие большого количества различных, а подчас и противоречащих друг другу, толкований собственных религиозных основ. Перечень персонажей пантеона, функциональные особенности божественных персонажей, мифологические и эпические сюжеты, а самое главное - моральные устои, на которых зиждется любая религия (да что там религия, любая культура), - знания обо всем этом находятся в бедственном положении. Причин тому множество. В чем-то историческая наука в данной области продвинулась в своем развитии меньше, чем хотелось бы. Иные темы раскрыты более, чем известно широкому кругу интересующихся... Но самое, на мой взгляд, опасное - наличие дешевых спекуляций на тему славянской (русской, арийской и т.п.) мифологии и культуры, одни из которых выдуманы абсолютными диллетантами, другие песледуют конкретные, определенные их создателями, цели, связанные, как правило, либо с удовлетворением собственных тщеславных амбиций, либо с желанием сокрыть подлинную информацию от широких масс общественности.

Дабы избавиться от всяческих заблуждений, мы попытаемся начать с самого истока. В этом очерке вы найдете цитаты из первоисточников, в котоых упоминаютя славянские божества, дается информация о верованиях наших предков, особенностях их религиозной жизни.

Все цитаты располагаются в хронологическом порядке (насколько это возможно). И в будущем материал будет пополняться новыми данными.

Прокопий Кесарийский. Войа с готами (6 в.)
Эти племена, славяне и анты <...>, считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.

Лев Диакон. История (990 г.)
И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы (русы) вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра.

Абу-л-Хасан Али ал Масуди (10 в.). Промывальни золота и копи драгоценных камней.
У славян есть дома, которые они почитают. Среди них есть один (что стоит) на тех горах, о которых говорят философы, что они принадлежат к высоким горам мира. Есть известия о том, каким образом построен этот дом, о размещении разных сортов камня в нем и разнообразии их цветов, об отверстиях, проделанных в нем в самой высокой его части, и что в этих проделанных отверстиях происходило с восхода солнца; и какие в нем были положены (на сохранение) драгоценные камни, и о начертанных в нем знаках, что указывали на будущие явления; и от каких событий, до того, как они произойдут, предостерегают эти драгоценные камни; и о появлении звуков к ним с высот его (дома), и что происходит с ними во время слушания этого.

У них есть еще иной дом на горе, которую окружает залив моря, (дом), сооруженный из камней красного мрамора и камней зеленого изумруда. В середине его огромный купол, а под ним идол, части тела которого (сделаны) из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризолита, красного карбункула, желтого корналина и белого хрусталя (берилла), а голова его - из червонного золота. Против него - другой идол в виде девушки. Ему обычно приносят жертвы и воскурения (ладана).

Происхождение этого дома связывают с одним мудрецом, который был у них в давние времена. Мы уже раньше рассказывали его историю и о том, что он сделал в земле славян, какие он сотворил у них фоксы и хитрости, и о сооруженных им огромных отверстиях, которыми он привлекал к себе их сердца и овладел их душами, и с помощью которых он подчинил их умы, несмотря на суровость обычаев славян и на разнообразие природных качеств (отдельных племен).

Георгий Младший. Житие Георгия Святогорского
[В с. Ливиздия (Ливадия?) на Афоне] жили болгары, именуемые славянами. <...> В этом владении <...> с давних времен и до наших дней стоял один идол, мраморный, изображавший женщину. Эти неразумные люди служили ей и говорили: "Солнце, и дождь, и всякое благо дается нам от нее, которая имеет власть даровать смерть и жизнь кому пожелает. <...> Помолись нашей богине, чтобы она помогла тебе перед царем".

Повесть временных лет
В лето 6415 (907). <...> Цари же Леон с Александром мир сотворили с Олегом, дали дань и клятву принесли меж собой, поцеловав крест, а Олега - приведя к присяге и мужей его по русскому закону: клялись оружием своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом, и утвердили мир.

В лето 6453 (945). <...> Кто помыслит из страны Русской разрушить такую любовь и сколько их священие приняло из страны Русской, да примут месть от бога вседержителя, осуждение на погибель в сей век и в будущий; а сколько их не крещено, да не имеют помощи от бога, ни от Перуна. да не защитятся щитами своими, да иссечены будут мечами своими, и от стрел, и от иного оружия своего, да будут рабами в сей век и в будущий. <...> И наутро призвал Игорь послов, и пришел на холм, где стоял Перун, и  положил оружие свое, и щиты, и золото, и приведены были к присяге Игорь и мужи его, и сколько было язычников Руси; а христианскую Русь приводили к присяге в церкви святого Ильи <...>.

В лето 6479 (971). <...> Как клялся я царям греческим и со мной бояре и Русь вся, да сохраним правый договор; если же, из тех самых прежде указанных, не сохраним, я и (те, что) со мной и подо мной, да имеем клятву от бога, в которого веруем, в Перуна и в Волоса, скотьего бога, да будем золоты, как золото, и своим оружием да иссечены будем.

В лето 6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиров на холм вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а ус злат, и Хорса Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и  Мокошь. И поклонялись им, называя их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и служили бесам, и оскверняли землю требами своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот. <...> И пришел Добрыня к Новгороду, поставил кумира над рекой Волховом, и поклонялись ему люди новгородские как богу.

В лето 6622 (1114). Начал царствовать первым Местром от рода Хамова, по нем Еремия. По нем Феоста, которого и Сварогом называли египтяне. Когда царствовал сей Феоста, во время царствования его упали клещи с небес, и начали (люди) ковать оружие, ведь прежде того палицами и камнями бились.Тот же Феоста закон установил: женам за одного мужа выходить и ходить говея. А кто прелюбодействовал, казнить повелевал. Из-за этого прозвали его богом Сварогом. Прежде того ведь жены блудили, с кем хотели, и были словно скот блудящий. Если рожала ребенка, то давала тому, кто ей люб был: "Это твое дитя". Он же, устроив празднество, принимал. Феоста же этот закон разрушил и постановил одному мужу одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит - пусть бросят его в печь огненную. Из-за этого прозвали его Сварогом и благословили его египтяне.

И по нем царствовал сын его по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, семь тысяч четыреста семьдесят дней, что составляет 12 лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали. Двенадцати же месяцам число после узнали, с тех пор как начали люди дань давать царям. Солнце-царь, сын Сварогов, который есть Даждьбог, был муж сильный. Услышал от некого о жене некой из египтян, богатой и замужней. И некто захотел блудить с ней. И не хотя отца своего закон Сварожий разрушить, взял с собой мужей несколько своих, узнав время, когда та прелюбодействует, ночью подстерег ее и не застал мужа с ней, а ее нашел лежащей с другим, с кем хотела. Взял же ее, и мучил, и велел ее водить по земле в укоризну, а того прелюбодея обезглавил. И была чистая жизнь по всей земле Египетской и хвалить стали.

Категория: Религия | Добавил: Bersi (17.03.2009)
Просмотров: 1512 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Приветствую Вас Гость